Поездка детского хора Воскресной школы храма прп. Серафима Саровского «Серафимовские колокольчики» в Свято-Успенский Пюхтицкий ставропигиальный женский монастырь (Эстония) по приглашению настоятельницы монастыря Игумении Филареты в июне 2012 года

«Места народного поклонения не могут быть избираемы произвольно или искусственно устанавливаемы: во всей Православной Руси верующие и Святая Церковь чтят и делают местом особого поклонения такие места, которые ознаменованы какими-либо особыми благодатными явлениями».

 Князь Сергей Шаховской

 

6-7 июня наш детский хор по благословению и в сопровождении настоятеля храма протоиерея Николая совершил паломническую поездку в Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь.

Всего в 200 верстах к юго-западу от Санкт-Петербурга, недалеко от эстонского города Йыхви на живописном холме расположен женский монастырь, прославленный явлением Божией матери и обретением чудотворного образа Ее Успения.

Свято-Успенский ставропигиальный женский монастырь был основан в 1891 году. Устное предание связывает место основания монастыря с явлением Богоматери, которое произошло в конце XVI века. Согласно преданию, эстонским пастухам лютеранского вероисповедания у источника в основании Журавлиной горки (Куремяэ - ”журавлиная гора” в переводе с эстонского) случилось видение Госпожи в лучезарном сиянии.

Позже в ветвях дуба была обнаружена чудотворная икона Успения Богоматери.

Пастухи отдали явленный образ православным русским крестьянам из деревни Яамы, которые построили на месте явления у древнего дуба часовню в честь Успения Божией Матери и поставили там обретенный образ. С той поры Журавлиную гору стали называть Пюхтицкой, то есть Святой.

До сих пор сохранился и старый дуб, под которым нашли образ Успения Богоматери. Ученые полагают, что ему не менее 1000 лет. Наша паломническая группа смогла увидеть этот священный дуб, сохранившийся до нашего времени,и сфотографироваться возле него.

Наш настоятель протоиерей Николай вместе с детским хором отслужил литию на монастырском кладбище  о упокоении высокопреосвященного Евсевия, Архиепископа Нарвского и Изборского и Схиигумении Варвары, более 40 лет стоявшей во главе обители.

Так же юные паломники смогли познакомиться с самым ранним храмом во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого, построенным на кладбище в 1885 году.

Далее для участников паломнической поездки монахиней Ефросинией была проведена экскурсия по монастырю. Она рассказала о том, что благословил основание обители и благословил монахиню Варвару на игуменство святой праведный Иоанн Кронштадский.

Он играл большую роль в устроении обители, заботился о монастыре, регулярно помогал деньгами, присылал новых насельниц. Матушка Ефросиния рассказала нам о чудесном провидении святым праведным Иоанном Кронштадтским появления прекрасного величественного Успенского собора: с горки близ монастыря он узрел будущий великолепный облик главного монастырского храма.

Увенчанный золочеными крестами, величественный пятиглавый собор, построенный по проекту петербургского архитектора А.А.Полищука в 1910 году, стоит на уступе высокого холма.

Ныне в главном соборе у левого клироса хранится Пюхтицкая икона Божией Матери, подаренная насельницами монастыря протоиерею Иоанну к его 65-летию и промыслительно вернувшаяся в монастырь в 1946 году.

А у правого пилона центрального нефа Успенского собора находится образ Успения Пресвятой Богородицы, облаченный в серебряную позолоченную ризу, украшенную драгоценными камнями.

Наша группа смогла посетить деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, стоящий на самой высокой точке куремяэской горы. Он построен над могилой основателя монастыря, Эстляндского губернатора Сергея Владимировича Шаховского и княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской (председателя отделения Православного Прибалтийского Братства Христа Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы). Деятельность губернатора С.В.Шаховского, направленная на укрепление и распространение православия среди местного населения, совпала по времени с новым подъемом перехода эстонских крестьян из лютеранства в православие.

Во время экскурсии по монастырскому музею, мы имели возможность увидеть мемориальную комнату Иоанна Кронштадского, его личные вещи, благоговейно хранящие память о дорогом Батюшке.

Очень понравились детям и другие экспонаты музея: подарки монастырю, работы,сделанные руками мастериц сестер монастыря.

После Всенощного Бдения регент хора Пюхтицкого монастыря прослушала «Серафимовские колокольчики» и, благословив, одобрила наше участие в предстоящей службе.

Очень ответственным и важным для всех нас было пение на Божественной Литургии. К этому этапу духовной жизни хор готовился задолго. Регентом были сделаны переложения литургических песнопений специально для нашего состава.

Нас благословили петь на хорах службу от начала до Трисвятого, а также запричастные концерты.

-Несколько юных певчих сподобились причаститься святых Животворящих Таинств.

После службы наша паломническая группа вместе с батюшкой Николаем посетила святой источник, с берега которого пастухинаблюдали знамение Божьей Матери. Он не замерзает даже в холодные зимы. Купания в нем помогли многим избавиться от тяжелых недугов. Наши юные паломники с большой радостью окунались в его целительные воды.

Молитвенная чистота монастырской жизни, канонически строгие и проникновенные богослужения, поистине живоносный Святой источник - все это зовет православный народ сюда, в обитель на Святой горе. По словам нынешней, восьмой настоятельницы Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря Игумении Филареты (Калачевой), сам факт существования монастыря служит духовному просвещению – ведь к действующей обители всегда тянутся люди, и освященные места влияют на людей, возвышая их души, давая возможность уйти от мирской суеты и думать о Вечном.

На обратном пути в Санкт-Петербург наша паломническая группа сделала остановку в городе Йыхве, и мы смогли познакомиться с  храмом Богоявления, где с 1950г. по 1957г.  служил настоятелем будущий Патриарх Алексий II.

В этой замечательной поездке юные певчие прикоснулись к православным святыням, посетили архитектурные памятники прошлого, погрузились в мир монастырского быта: жили в гостинице для паломников, питались монастырской пищей, пели и молились на церковных службах.