Поездка настоятеля храма прп. Серафима Саровского протоиерея Николая, детского хора Воскресной школы «Серафимовские колокольчики» и группы прихожан в Италию, город Бари, на праздник Перенесения мощей Святителя и чудотворца Николая и город Рим 16-24 мая 2013 года.

В мае 2013 года настоятель храма прп. Серафима Саровского протоиерей Николай Коньков, участники детского хора Воскресной школы  «Серафимовские колокольчики» и группа прихожан совершили паломничество в Италию.
Накануне паломники собрались на молебен в Серафимовской Церкви и, помолясь святителю Николаю, получили благословение на путешествие настоятеля храма протоиерея Николая, осуществлявшего организацию и духовное окормление поездки.
На следующий день после прибытия в город Рим и размещения в отеле, состоялась экскурсия  в Ватикан.
 
Огромное впечатление произвело на паломников величие Собора во имя святого первоверховного апостола Петра на Ватиканском холме (Basilica di S. Pietro in Vaticano - Cittа del Vaticano).
        
С благоговением участники поездки поклонились святым мощам угодников Божиих, почивающих в соборе: находящимся под главным престолом мощам святого славного всехвального первоверховного апостола Петра, свт. Иоанна Златоуста, св. Григория Двоеслова, апостола Симона Зилота и другим святыням.
            
Хор Воскресной школы «Серафимовские колокольчики» спел тропарь и величание святым славным и всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу.
 
Наша группа в сопровождении гида осмотрела экспозицию Ватиканских музеев -  одного из крупнейших музейных комплексов в мире.
           
Они отличаются особым богатством и широтой освещения собраний произведений искусства: здесь представлены классическая скульптура, живопись Возрождения, особое место занимает история Рима.
 
Одним из наиболее прославленных мест Ватикана является Сикстинская капелла, над украшением которой трудились многочисленные Мастера эпохи Возрождения. Здесь собирается конклав для избрания Папы Римского, здесь совершаются торжественные церемонии Святого Престола.
 
На следующий день состоялась автобусная экскурсия «Христианские святыни Рима». Слушая интересный рассказ сопровождавшего нас в качестве гида священнодиакона   Всеволода, прихожане нашего храма прикоснулись к величайшим святыням христианского мира, ради которых на протяжении многих поколений в Рим тянулись вереницы паломников со всего света.
 
Рядом с Церковью во имя святого и всехвального первоверховного апостола Петра на Яникульском холме (Chiesa di S. Pietro in Montorio) у того места, где был распят апостол Петр, детский хор нашей Церкви  исполнил песнопения святому.
 
В «Базилике Святого Павла за городскими стенами» (Basilica di San Paolo fuori le Mura) одной из четырех великих, или патриарших, базилик Рима, построенной при Константине Великом на месте гробницы святого апостола Павла, - участники паломничества смогли поклониться многочисленным святыням.
       
Фасад базилики предваряет величественный квадратный портик, в центре которого возвышается статуя Апостола Павла работы Пьетро Каноника.
 
Далее наш путь лежал к Церкви во имя святого славного и всехвального первоверховного апостола Павла "на Трех Фонтанах" (Chiesa di S. Paolo alle Tre Fontane).
  
Апостола Павла, которого, как римского гражданина, нельзя было предать бесчестной смерти через распятие и в черте города, повели для усечения мечом дальше за город, в местность, называвшуюся "Сальвийские Воды".
        
Во время казни усеченная глава апостола при падении своем трижды ударилась о землю и на трех местах прикосновения к земле произвела три источника, или три фонтана живой воды, которая не иссякла и поныне.
 
Из церкви во имя св. апостола Павла "на Трех Фонтанах" наша группа зашла помолиться в Церковь во имя Божией Матери близ "Трех Фонтанов" (Chiesa di S. Maria Scala Coeli).
           
Она построена на том месте, где в 209 г. преданы были смерти за исповедание имени Христова римский трибун Зинон и его дружина, состоявшая из 10 203 человек. До сего дня под церковью показывают место, где почивают честные останки этих страстотерпцев.
 
В Церкви во имя святых мученика Вонифатия и преподобного Алексия, человека Божия, на Авентинском холме (Chiesa dei SS. Bonifazio ed Alessio all'Aventino) прихожане нашего храма помолились угодникам Божиим.
  
Дети хора Воскресной школы пропели тропари и величания святым.
 
 На левой стороне от главного входа в церковь хранится остаток состоящей из десяти ступеней деревянной лестницы, которая некогда вела в дом сенатора Евфимиана и под которой в течение 17 лет жил и спасался Алексий человек Божий.
 
Направо от главного престола устроен особый придел, где помещается Эдесская чудотворная икона Божией Матери (Madonna dell'Intercessione), написанная, по преданию, евангелистом Лукою, та самая, которая стояла прежде в Эдессе в церкви Пресвятой Богородицы, на паперти которой преподобный Алексий провел 17 лет.
  
Далее наша паломническая группа отправилась к собору во имя Божией Матери "Маджоре" на Эсквилинском холме (Basilica di S. Maria Maggiore). 
 
Собор именуется "Маджоре", что значит «больший»: по своей величине и важности он превосходит все храмы во имя Божией Матери, существующие в Риме. Базилика Санта Мария Маджоре - четвертая по величине церковь Рима и единственная сохранившая свой первоначальный вид почти целиком.
            
Основана она в 352 г. римским вельможей Иоанном при святом Ливерии исповеднике, Папе римском, вследствие бывшего им видения во сне Божией Матери, которая повелела соорудить храм Ее имени на том месте, где на следующее утро увидят свежевыпавший снег.
 
В этой базилике под возвышением, на котором стоит главный престол, устроен особый нижний придел, где хранятся ясли, в которых некогда лежал Богомладенец-Христос (Presepio di Cristo), перенесенные в Рим в 642 г.
 
Рядом с главным престолом находится придел Павла (Capella Paolina, она же Capella Borghese), называемый так по имени соорудившего его папы Павла V. В этом приделе на стене за главным престолом, напротив входа в придел, помещается древняя чудотворная икона Божией Матери "Спасение народа римского", которая, по преданию, писана апостолом Лукой и привезена в Рим с Востока св. царицей Еленой.  Свое название эта икона получила потому, что именно ее св. Григорий Двоеслов, Папа римский, обносил в 590 г. с крестным ходом по Риму во время свирепствовавшей моровой язвы, прекратившейся тогда же заступлением Царицы Небесной.
 
На следующий день, 19 мая, в празднование Церковью памяти Святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, настоятель нашего храма протоиерей Николай отслужил Божественную Литургию в Русской Церкви святителя Николая в Риме на via Palestro  71.
      
Русская церковь Святителя и Чудотворца Николая в Риме – самая старинная из русских церквей в Италии. В 1803 году Император Всероссийский Александр I подписал указ об учреждении русской церкви при римской посольской миссии. Нынешняя церковь была обустроена в доме светлейшей княжны Марии Александровны Чернышевой (1847– 1919), которая еще в 1897 году завещала свой римский дом («палаццо Чернышев») русскому православному приходу.
Чтимым образом храма является Иверская икона Божией Матери, написанная на Афоне в 1901 году. Композиция иконостаса выполнена архитектором К.А.Тоном. Образа на Царских вратах созданы Карлом Брюлловым. Икона святителя Николая на правых дверях алтаря написана Ф.А.Бруни. В храме находится парсуна святителя Иоасафа Белгородского, которая считается его прижизненным портретом.
 
Судьбоносным для жизни Никольского прихода было решение, принятое в 2000 году собранием членов «энте морале», в результате которого Никольский приход вернулся под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
 
  
По окончании Божественной Литургии иеромонах Авель обратился со словами приветствия к нашему настоятелю протоиерею Николаю и группе паломников из Санкт-Петербурга.
  
После проповеди, посвященной празднику Святых жен-мироносиц, отцом Николаем была отслужена заупокойная лития о упокоении души Приснопамятного Преосвященного митрополита Никодима в сопровождении детского хора Воскресной школы храма преп. Серафима Саровского.
   
С выдающимся иерархом Русской Православной Церкви митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом Ротовым нашего настоятеля связывают семь лет иподиаконского служения, о котором отец Николай вспоминает с большой благодарностью и теплом.
 
В свободное время участники паломнической поездки смогли познакомиться и с другими важными для всякого православного человека достопримечательностями Вечного города.
Церковь во имя Честного и Животворящего Креста Господня (Basilica di Santa Croce in Gerusalemme) сооружена была в 330 г. св. Константином, по желанию его матери св. царицы Елены на месте ее Сессорианского дворца.
    
Неподалеку от главного престола имеется лестница, по которой можно спуститься в особый нижний придел св. равноапостальной царицы Елены (Capella di Sant' Elena). Этот придел устроен в том самом помещении, которое некогда служило жилищем царице. Пол в этом приделе устлан мрамором, а под полом находится земля, привезенная с Голгофы самой царицей Еленой по возвращении из путешествия в Палестину. Вход слева ведет в придел реликвий (Capella delle Reliquie), где хранятся драгоценнейшие святыни: три значительной величины части Животворящего Древа, вложенные в крест (Животворящее Древо Креста Господня было обретено св. Еленой, ездившей для этого в Иерусалим в 326 г.); часть титла, бывшего на Кресте Господнем; гвоздь, один из числа тех, которыми пригвожден был ко кресту Царь мира; два терна от венца, бывшего на главе Спасителя и другие святыни.
 
   Латеранская базилика св. Иоанна Крестителя (Basilica di S. Giovanni in Laterano), одна из самых древних церквей христианства, является кафедральным собором Рима.
 
Над главным престолом возвышается на четырех гранитных столбах богатая сень, в верхней части которой хранятся честные главы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
   
Там же находится особое небольшое помещение (Santuario), где за железной решеткой и красной занавесью хранится священная трапеза, или стол, на котором Спаситель совершил Тайную Вечерю с учениками Своими и установил Евхаристию.
 
   Напротив северо-восточного угла Латеранского собора стоит церковь, именуемая "Святая Святых". В ней находится Святая Лестница, по которой богомольцам можно подниматься только на коленях. Это - та самая лестница из дома Пилатова в Иерусалиме, по которой Спаситель восходил и нисходил четыре раза.

Колизей был любимым местом жителей древнего Рима, стекавшихся сюда для того, чтобы «наслаждаться зрелищем». Мучения христиан в Колизее, начавшиеся при императоре Траяне, продолжались целых два века. Невозможно перечислить имена всех мучеников, пострадавших за это время на арене Колизея. В настоящее время от Колизея остался лишь исполинский остов, который приводит нам на память целый сонм христианских  мучеников, невольно заставляя нас молитвенно взывать к ним: "Вси святии мученицы молите Бога о нас".
   
   Православный человек, побывавший в Риме, несомненно назовет его «Вторым Иерусалимом». Ибо ни в одном другом месте, кроме Святой Земли, не собрано воедино такое число святынь, имеющих вселенское значение. В нем окончили свое земное поприще свв. первоверховные апостолы Петр и Павел; в нем пролили свою кровь за Христа бесчисленные сонмы мучеников; из него многие святители вещали слово Божие для христиан всех земель и всех времен.
   Сюда, в Вечный город, перенесены из Константинополя, Иерусалима и других городов Востока вещественные памятники земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и мощи многих святых угодников Божиих. Здесь же находится немало святых икон, прославленных чудотворениями, причем о некоторых из них предание свидетельствует как о написаных св.апостолом и евангелистом Лукою.
На следующий день настоятель храма протоиерей Николай и наша группа паломников отправились на поезде в город Бари.
Этот итальянский город расположен на побережье Адриатического моря.
  
В незапамятные времена древние жители Апулии на хорошо защищенном мысу создали этот город, завоеванный Римом в III веке до Р.Х. и ставший с тех пор одним из главных адриатических портов Италии. В XI веке произошло событие, навсегда сделавшее заурядный итальянский порт одной из столиц христианства — городом Святого Николая.
Согласно церковным источникам, в 1087 году святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари и повелел, чтобы его мощи были перенесены из Мир Ликийских в Бари. Сновидец передал волю Святителя своим согражданам, которые немедленно снарядили корабль, посадили на него духовенство и почетных граждан и отправили их за мощами. Посланные нашли мощи в Феодосиевой базилике под спудом и, перелив предварительно миро, истекавшее от мощей святого, в особые сосуды, перенесли гроб Святителя на корабль.
9 мая корабль прибыл в Бари, жители которого во главе с епископом и духовенством вышли на кораблях и лодках в море для торжественной встречи святыни.
22 мая по новому стилю Западная и Русская Православная Церкви празднуют перенесение мощей Святителя Николая в Бари. Праздник этот собирает в город массу богомольцев со всего мира, как православных, так и католиков, и сопровождается торжественными службами.
 
Базилика свт. Николая была построена на территории дворца катапана — византийского губернатора Апулии. После многочисленных реставрационных работ лишь в 1928-1930 гг. базилика обрела современный вид, стремящийся воспроизвести ее первоначальный облик.
 
Памятник святителю Николаю работы З.Церетели у базилики св. Николая - дар городу Бари от президента России В.В.Путина.  Памятник З.Церетели изображает Святителя Николая стоящим. Правую руку он поднял в благословении, в левой - держит Евангелие, епископский посох и три мешочка с золотом.
 
С 1951 г. базилика св. Николая принадлежит монахам ордена доминиканцев. В крипте под престолом, где находятся мощи Святителя Николая, ежедневно служится католическая месса, но раз в неделю на мощах совершается православная Литургия.
 
Право и возможность совершать ее католики предоставили именно русским священнослужителям.
 
Крипта, то есть, подземная церковь, в которой находятся мощи Святителя, представляет собой наиболее древнюю часть храма. Она была освящена папой Урбаном II 1 октября 1089 г.
 
   Вокруг Базилики толпы народа, говорящих на всевозможных языках, а в нижней части Базилики – в крипте  у гробницы Святого - стоит особая молитвенная тишина.
    
Утром накануне праздника настоятель храма прп. Серафима Саровского протоиерей Николай в сопровождении детского хора Воскресной школы отслужил молебен с чтением Акафиста Святителю Николаю у мощей святого.
 
 
Необыкновенное волнение охватило всех участников нашей группы, и детей, и взрослых, от возможности соприкоснуться с великим угодником Божиим Святителем Николаем.
 
Вечером того же дня наш батюшка Николай отслужил Всенощное Бдение в храме св. Николая Подворья Русской Православной Церкви, с настоятелем которого иереем Андреем Бойцовым его связывают давние дружественные отношения.
 
 
  История «Русской церкви» в Бари столь же трагична, как и история России и Русской Православной Церкви в XX столетии.
 
12 мая 1911г. в рамках Императорского Православного Палестинского Общества был учрежден Барградский комитет под высочайшим покровительством императора Николая II, возглавленный знатоком древнерусского искусства князем А. А. Ширинским-Шихматовым. Задачей комитета стало сооружение итальянского подворья со странноприимницей для русских паломников и с церковью, достойно выражающей православное искусство.
 
 Светские власти Барграда приветствовали русскую инициативу: 22 мая 1913 г., когда состоялась торжественная закладка подворья, на строительный участок, украшенный государственными флагами России и Италии прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии.
   Невзирая на войну, строительные работы продолжались и к январю 1915 г. были вчерне завершены. Вскоре была освящена нижняя церковь святителя Спиридона Тримифунтского, особенно чтимого среди православных греков Бари. Когда 24 мая Италия объявила себя союзницей русских “против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов”, Барградский комитет передал подворье в пользование итальянскому Красному Кресту. Председатель Комитета кн. А. А. Ширинский-Шихматов приготовил для храма старинные иконы и стилизованное убранство, но начавшаяся революция помешала доставить их из России. Не смог выехать в Бари и художник К. С. Петров-Водкин, который должен был расписать новый храм. Революция и гражданская война в России поставили подворье в тяжелые условия.  После многих перипетий вся гигантская русская постройка попала в собственность барийского муниципалитета.
 
К 2000 г. было во многом воссоздано убранство храма Свт.Николая, возобновлены регулярные богослужения и восстановлены основы нормальной приходской жизни. А в 2009 году подворье святителя Николая в Бари было передано Российской Федерации.
 
После Всенощного Бдения паломники из Серафимовского храма смогли исповедаться у своего духовного отца. Подготовившись к таинству Святого Причастия, вся группа детского хора «Серафимовские колокольчики» и другие участники поездки на следующий день в праздник Перенесения мощей Святителя и чудотворца Николая молились за торжественной Литургией и сподобились причаститься Святых Христовых Тайн.
 
Торжественную Литургию в праздник Перенесения мощей Святителя и чудотворца Николая возглавил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский в сослужении многочисленных священников из разных городов России.


Яркой, запоминающейся на всю жизнь оказалась для участников детского хора Воскресной школы «Серафимовские колокольчики» поездка в город Бари и посещение Базилики св. Николая, в крипте которой находятся мощи Святителя. В Бари, у мощей Святителя Николая, особо чувствуешь, насколько нам близок этот святой, сколько молитв он возносит о Русской земле.
 
Не менее значимым и интересным стало для всей группы паломничество в Вечный город Рим и приобщение к его многочисленным Христианским святыням.
Эта поездка оставила в душе всех ее участников чудесное и благостное воспоминание. С особым трепетом и благодарностью настоятелю нашего храма протоиерею Николаю будут помнить об этом паломничестве дети хора Воскресной школы «Серафимовские колокольчики».